Вы здесь

Отчего художникам худо?

Какой должна быть культурная политика мегаполиса? Благодаря проекту «Института развития города» ответ на этот вопрос совместно ищут представители различных областей культуры Новосибирска. Регулярно они собираются на экспертные советы, где с помощью «мозгового штурма» определяют не только проблемы, но и возможные пути их решения. Недавно на подобной дискуссии встретились художники, представители культурной прослойки, которая, по некоторым пессимистичным прогнозам, в нашем городе находится на грани исчезновения.

— Какое-то время назад я переехал сюда из Тбилиси, города, у которого полторы тысячи лет истории, где есть свое неповторимое очарование, аромат, — задал тон беседе художник Александр Таиров. — И меня поразила некая грубоватость Новосибирска. Причины этому объективные: город имеет небольшую историю, за которую невозможно сформировать культурный слой. Город сложился из ссыльных, пришлых из маленьких городов и деревень. И здесь объективно не может быть предпосылок для того, чтобы отношение к культуре было такое же, как в Питере или Томске. Мы не можем радикально изменить менталитет людей и насильственно обратить взоры к культуре. Но мы должны делать все возможное, чтобы культура развивалась и власти уделяли ей более пристальное внимание. И первое — это дети. Если мы не подготовим базу, не начнем с низов, мы ничего не сможем изменить.

Так культурному мегаполису был поставлен неутешительный диагноз, с которым, впрочем, не согласились коллеги Александра Таирова. Художники наперебой говорили о том, что в городе достаточно учреждений, где готовят (и неплохо) будущих художников. И проблема скорее в том, что молодежь не хочет идти по стопам своих старших коллег, зная, с какими проблемами им придется сталкиваться.

— Лично я ощущаю отсутствие двух вещей, — коротко и емко выступил Александр Шуриц. — Первое — журнал или газета, которая бы грамотно писала о художественных процессах, происходящих в Новосибирске. Второе — я не открою Америки, если скажу, что у нас в городе нет нормального выставочного центра современного искусства. Нет — и не предвидится.

Отсутствие профессионального средства массовой информации, выставочного зала — все это, безусловно, затрудняет жизнь художникам. Но куда острее ощущается угроза потерять мастерские. Об этой «мозоли» говорил председатель Новосибирского отделения Союза художников России Вадим Иванкин:

— Всех нас беспокоит 2009 год, когда уважаемые художники теоретически могут оказаться на улице. И тогда их не будут волновать проблемы, есть ли у художников своя газета или развит ли левый берег относительно правого… Речь идет об элементарном выживании изобразительного искусства. Не важно, в городе Новосибирске, Сибири или России. Мастерские строились в советское время. Ни за 90-е годы, ни за новый век художники не получили ни одной новой мастерской. За исключением пары человек, которые купили их за собственные средства. Проблема творческих мастерских для художников — одна из основных. Писатель может работать за столом, ему достаточно чистого листа бумаги. У художника — определенное производство, которое требует и места, и определенных условий. Мастерская может быть в подвале, в мансарде, на первом этаже. Люди приспосабливаются работать где угодно. Сегодня я был у одного художника, который работает в замороженном состоянии, практически как мамонт — и ничего, выживает с десяток лет. Проблема в том, что муниципалитет связан 131-м Федеральным законом. Он должен исполнить закон и избавиться от функций, которые не свойственны муниципалитету. Меня как председателя союза не устраивают обещания, которые дают чиновники, что мастерские не будут проданы. Это голословные заверения. Законодательно этот момент не закреплен. Оптимальных решений могло бы быть несколько. Можно было бы эти мастерские передать в региональную собственность (я имею в виду область). И там, на региональном уровне, решать эти проблемы. И на уровне муниципалитета можно также решить этот вопрос: создать муниципальное учреждение культуры и передать в оперативное управление все эти мастерские.

В том, что сигналы «SOS», которые отправляют художники, не устрашения ради, Вадима Иванкина поддержал Михаил Омбыш-Кузнецов:

— Сохранение мастерских и создание выставочного зала — это два основополагающих пункта. Сегодня здесь собрались совсем не молодые люди. Если дело будет идти так, как сейчас, и город будет равнодушно смотреть на то, что происходит в области изобразительного искусства, через десяток лет у нас художников совсем не будет.

— Как все мы далеки от реальной жизни, к сожалению, — обратился к художникам Владимир Миллер, заместитель руководителя областного департамента культуры. — Давайте вернемся в историю. Художникам никто никогда не выделял квартир. Кто импрессионистов поддерживал, кто им давал мастерские? Мы с вами вкусили, к сожалению, советского времени, когда была система, вас «прикармливали». Вы сейчас вспоминаете это время и говорите: дайте нам то-то и то-то. Давайте что-то делать! Только умоляю, не уповайте на государство, что оно чем-то обязано. Мы сегодня попали в другую ситуацию. И мы должны объединиться.

Действительно, чтобы быть сильнее, художникам, борющимся за существование, необходимо быть вместе, в общем информационном поле. Для этого можно использовать интернет-ресурсы, предложил Сергей Мосиенко:

— Сравнительно недавно был создан сайт odnoklassniki.ru. Я им не интересовался, но потом понял, что это гениальная идея. В принципе, это профсоюз. Там сейчас создана ассоциация выпускников. А почему бы нам не создать аналогичный сайт — «Художники России», чтобы люди общались между собой, основываясь на экстерриториальном принципе?

Что касается отсутствия выставочного зала, то и на «безрыбье», подключив фантазию, можно придумать, как использовать «рака» в качестве «рыбы».

— У меня есть два нереализованных проекта, — вступил в диалог Юрий Воронов, научный руководитель проекта. — Я хотел сделать выставку новосибирских художников в магазине, расположенном на Северном проезде. Там зал, где висят привезенные из Китая картины. Давайте их снимем, сделаем выставку новосибирских художников! Люди будут проходить мимо хрусталя-посуды. И кто-нибудь что-нибудь купит. Вторая идея менее смешная. Стоит огромное здание, на котором написано «Здание сдается в аренду». Ровно в таких помещениях организуют выставки местных художников за рубежом…

Впрочем, эти гениальные в простоте идеи не нашли поддержки у аудитории:

— Я был в огромном выставочном зале «Электросигнала», — заметил Александр Таиров. — Там висит масса картин, привезенных из Польши, обрамленных в дорогие рамы. Не думаю, что мы сможем конкурировать с этим ширпотребом.

Итак, где искать корни проблем художников? В отношении городских властей, в образовании, в отсутствии профессионального объединения или выставочной площадки? Единственный из выступавших, кто попытался увидеть «худо» в себе, был Константин Скотников: 

— Многим художникам и кураторам нужно пересмотреть свои позиции. Развесить картины в магазине и ждать эффекта — культурного (воодушевления зрителей) либо коммерческого (покупки) — более чем наивно. Нужно делать интересные для публики проекты. Хорошая художественная продукция будет способствовать созданию имиджа города. А если маниакально делать неинтересные бессодержательные картинки и пытаться их продавать... Да, вымрут седовласые присутствующие, но никакой печали об этом не будет.

Ирина ТИМОФЕЕВА.
Коллаж Натальи ЖУРАВЛЕВОЙ.

http://vedomosti.sfo.ru/articles?article=26048 

НРО СХР: