Вы здесь

Кураж оставил вернисаж

http://www.epigraph.info/articles/-/nid/11609/id/29851/

Десятая юбилейная региональная художественная выставка «Сибирь», которая проходит на лучших площадках Новосибирска c 18 сентября по 31 октября, – самая широкоформатная выставка за Уралом. Экспозиция включает более полутора тысяч единиц всех видов изобразительного искусства от 922 художников региона. Это рекордное количество участников за всю 44-летнюю историю вернисажа и тот максимум произведений, который может сегодня принять Новосибирск.

 

Утраченная колыбель

«Только региональная выставка может показать искусство Сибири как совокупное целое со всеми существующими на данный момент тенденциями. По ней можно видеть, кто мы есть в искусстве и куда идем», – отмечает ведущий новосибирский искусствовед Павел Муратов в предисловии к каталогу юбилейного вернисажа. Став ступенью к российской республиканской выставке, которая пройдет в феврале следующего года в Москве, «Сибирь-2008» еще и осветила проблемы, которые новосибирское отделение Союза художников России решает не первый год.

Два десятка гостей приехали на торжественное открытие экспозиции из Новокузнецка, восемьдесят – из Барнаула. Буряты отметили качественный коньяк от спонсоров, тувинцы оценили врученные лауреатам бронзовые медали ручной работы, с профилем бога искусств Аполлона. Радостный гул нарушило: «Простите, но я не вижу моей картины!» В офисе Союза художников она стоит на полу, соседствуя еще с сотней работ, которым в выставочных залах Новосибирска просто-напросто не хватило места… 

Выставком, отбирающий работы для «Сибири», действовал по принципу «духовность, преемственность, профессионализм». В результате были утверждены 1621 произведение от 922 экспонентов (на прошлой региональной выставке 2004-го года в Иркутске 653 участника представили 819 работ). Но качество изобразительного искусства растет быстрее, чем метраж выставочных площадей. Полотнам сегодня так же тесно на вернисаже, как и гостям. Холсты мешают друг другу, один перебивает ощущения от другого. Четыре этажа художественного музея оказались совершенно не приспособленными для экспозиции такого размаха. А ведь свои залы предоставили еще и краеведческий музей, Дом актера, частные галереи «CHE» и «Старый город». Параллельно в Доме ученых Академгородка организована молодежная выставка «Ювенильное море», на проведение которой был получен областной грант на сто тысяч рублей. 

«Мы задействовали все площадки города, какие только возможно, а получилось, что сняли с сибирского искусства только самые сливки, – сетует член президиума выставочного комитета «Сибири», заслуженный художник России, профессор Михаил Омбыш-Кузнецов. – Есть и другие художники, достойные быть представленными здесь!»

Парадокс в том, что еще одна выставочная площадка Новосибирска – тысяча с лишним квадратных метров – осталась не у дел. Находится она на ул. Свердлова, 13, напротив художественного музея. Чем не музейный комплекс – при более удачном раскладе? Ведь именно здесь начиналась история «Сибири». Ровно 44 года назад состоялся самый первый смотр художественных сил Зауралья, и назывался он тогда «Сибирь социалистическая». С тех пор выставка с периодичностью раз в четыре года путешествовала по городам, но ни разу не возвращалась в свою колыбель.

Суд без дела

Пять лет назад в местном СХ произошел раскол, в результате чего два союза оказались в неравных условиях. За организацией Арама Григоряна остался производственный комбинат на Липецкой и офис с выставочными залами на Свердлова: и то, и другое перестало использоваться по назначению. Организация, которую возглавил скульптор Александр Крутиков, а затем живописец Вадим Иванкин, лишилась всего. «Наш офис располагался в машине», – иронизирует Михаил Омбыш-Кузнецов. Но именно бездомная гильдия стала пламенным мотором юбилейной «Сибири». «Все, что в других регионах проходит в обыденном, рабочем режиме, в Новосибирске дается большой кровью и потом, напряжением всех человеческих сил и нервов на грани возможного предела», – высказался В. Иванкин, когда цель была достигнута и вернисаж состоялся.

Организаторы вспоминают всеобщую негативную реакцию на их инициативу провести выставку в Новосибирске. Идея была выдвинута при обсуждении итогов предыдущей, девятой «Сибири» в Иркутске. «У вашего союза нет ни офиса, ни залов!» – возмущались коллеги. Нет ни физических, ни материальных возможностей – признавали новосибирцы. Секретариат Союза художников России отмечал низкий авторитет местной организации и настаивал на другом городе. Красноярск пытался перехватить почетное право – принять «Сибирь» в четвертый раз. Современного выставочного центра нет и там, но есть финансовая возможность арендовать ярмарочные площади при активной поддержке мэрии.

По сути, новосибирцам было не до выставок. Все это время местный СХР и мэрия судились с григоряновским союзом за помещения. В результате 25 октября 2007 года арбитражный суд вынес решение о выселении союза городских художников под предводительством Григоряна со всех незаконно занимаемых ими площадей. 28 мая нынешнего года мэр Новосибирска подписал распоряжение о создании – впервые в России! – муниципального бюджетного учреждения «Городской центр изобразительных искусств» по адресу ул. Свердлова, 13. В документе сказано: «Задачами вновь созданного учреждения станут: формирование и удовлетворение общественных потребностей в сохранении и развитии всех жанров и видов изобразительного искусства,… организация и проведение выставок, художественных конкурсов, ярмарок и других творческих мероприятий». Красивая идея! Утопическая. В. Иванкин не раз заявлял общественности и прессе: «Мэрия Новосибирска не торопится предъявлять судебные решения по своим же искам к исполнению, из-за чего теряет свою же собственность». Ни одной из своих функций вышеозначенное учреждение не начало выполнять по сей день. 

Более удачными переговоры новосибирского отделения СХР с мэрией оказались в части выделения муниципальной собственности под офис организации. Художники вошли в ободранные стены на ул. Фабричной, 8 в феврале нынешнего года – и энергично взялись за ремонт. Живописец Валерий Степаненко выступил прорабом, сменив кисть и краски на другие инструменты – строительные. Пол, стены, свет, проводку – все художники делали собственными руками и за собственные деньги. Часть средств они выручили от продажи своих картин в музеи области. К открытию вернисажа офис приобрел приличный вид, а, значит, был готов к приему дружественных делегаций.

Зона озона

Организация и проведение «Дельфийских игр» в Новосибирске, проходивших в мае нынешнего года, потребовали от области более 30 млн руб. Для выставки «Сибирь» из бюджета была выделена всего лишь десятая часть этой суммы, половина которой ушла на издание альбома-каталога тиражом 2 000 экземпляров. Роскошный подарочный фолиант – лицо юбилейной выставки, ее визитная карточка, показатель ее имиджа, в общем, особая гордость новосибирского союза. Сравнивая его с тощей серой брошюркой 64-го года, понимаешь, как далеко ушел прогресс. И как тот же прогресс решительно требует создания центра современного искусства.

На этом не так давно заострял внимание Пьер Броше – французский коллекционер и организатор передвижной выставки современного искусства «Будущее зависит от тебя. Новые правила», которая экспонировалась в конце августа в аэропорту Толмачево. В аэропорту – потому, что более подходящего помещения не нашлось. Общероссийский художественный проект состоялся благодаря участию в нем столичной бизнес-элиты – а на местном арт-рынке пока тишина. В Новосибирске всего две частные галереи, но это – камерные пространства, которые никакой погоды не делают.

Переговоры членов правления СХР с губернатором о создании выставочного центра ведутся не первый день, но когда будет подготовлен соответствующий документ, неизвестно. Причем речь идет не о строительстве нового здания. Опыт переоборудования бездействующих заводских цехов в России есть. В Москве активно происходит экспансия искусства в промзону, заводские здания превращаются в выставочные центры: ламповый завод, завод театрального осветительного оборудования, ткацкая фабрика «Красная роза», гаражах кондитерской фабрики «Красный Октябрь», а самый известный из них – центр современного искусства «Винзавод» на месте бывшего винного комбината. 16 сентября нынешнего года состоялось открытие еще одного центра современной культуры – в историческом здании Бахметьевского гаража, которое полностью отреставрировано. В Новосибирске на бывших промышленных площадках пока что обосновались гипермаркеты.

Художники и чиновники обладминистрации сошлись в рамках программ на том, что создание современного досугового центра с обширными выставочными площадями удачно вписывается в программу «Новосибирск – культурная столица Сибири». Будут привлекаться как бюджетные, так и внебюджетные средства. Предполагаемая сумма инвестиций – 500 млн. руб. Хотя, как это обычно бывает, к моменту принятия окончательного решения она возрастет.

Яна Колесинская

 

НРО СХР: