Вы здесь

Вадим Иванкин: «Надо знать, как тебя зовут»

Художественная общественность Новосибирска активно готовится к десятой юбилейной региональной художественной выставке «Сибирь», которая пройдет в сентябре 2008 года и посвящена 115-летию Новосибирска. На ней будут представлены все виды и жанры изобразительного искусства из всех регионов Сибири от Омска до Улан-Удэ. Примечательно, что первая региональная выставка тоже проходила в Новосибирске. Это было еще при социализме – в 1964 году. В связи с грядущим событием председатель НРО ВТОО «Союз художников России» Вадим Иванкин спит по пять часов в сутки. Лето для него выдалось особенно горячее. 

– Вадим Викторович, что-то вид у вас больно уставший... 

– Приступив к организации региональной художественной выставки, мы столкнулись с огромным недоверием к Новосибирску и со стороны Москвы и некоторых региональных руководителей отделений СХР. Столица долго не могла поверить в то, что Новосибирск потянет событие такого масштаба. С подобным отношением к нашему городу мне приходилось сталкиваться не раз. Я родился на Алтае, но живу в Новосибирске без малого 30 лет, и мне небезразличен этот город. Небезразлично и то, что региональная выставка будет происходить у нас впервые в новейшей истории! Справедливости ради скажу, что отношение Москвы стало меняться после того, как контуры будущей «Сибири» начали проясняться. То есть после того как выполнена основная часть работы – состоялось региональное совещание председателей местных отделений СХ, губернатор и мэр подписали распоряжение о проведении выставки и ее финансировании, прошли отборочные выставкомы. В составе выставкома я лично в течение трех дней объезжал новосибирские мастерские – а их у нас около девяноста! Сегодня список участников сформирован.

– Наверное, их гораздо меньше, чем желающих участвовать?

– Да, желающих принять участие в выставке, как этого и следовало ожидать, оказалось гораздо больше, чем достойных работ. Ведь событие такого уровня работает на имидж художника. Это лучший способ заявить о себе, а для тех, кто еще не вступил в союз художников – возможность засветиться и получить рекомендации для вступления в союз. Звонки в оргкомитет раздаются чуть ли не каждый день. На меня изливаются желчь, обиды и слезы потенциальных экспонентов, отвергнутых выставкомом. На днях звонили из Бурятии, просили хотя бы еще три-четыре работы включить в выставочный каталог...

Бывает, пытаются оказывать давление – требуют заранее принять решение о лауреатских премиях. Думают, я, что тот царь – как дам отмашку, так и будет. Но ведь лауреатов будет выбирать двадцать четыре члена регионального выставкома, решение будет приниматься коллегиально и большинством голосов. А у меня в выставкоме всего один голос. Подобный же выставком определял и участников выставки, невзирая на имеющиеся регалии. Одним словом, конкуренция здесь нешуточная. 

– И каковы же цифры?

– По количеству заявленных работ это самая крупная сибирская выставка в постсоветском пространстве. Сравните: международная биеннале графики демонстрировала около четырехсот произведений. На прошлой региональной выставке 2003-го года в Иркутске 653 участника представили 819 работ. А мы собрали рекордное количество экспонатов – 1617 – от 920 участников. Среди них 108 новосибирцев. Повторяю, количество участников пришлось сильно урезать. Причем работ, размещенных в каталоге, гораздо больше, чем тех, которые будут экспонироваться в залах. Потому что залов Новосибирского художественного музея и краеведческого музея, которые готовы принять «Сибирь-10», явно недостаточно. Проблема нехватки выставочных площадей в Новосибирске обострилась как никогда. 

– Позвольте, а как же залы на Свердлова, 13? Которые, правда, фактически принадлежат другому союзу художников, которых в Новосибирске почему-то два. Пять лет один союз художников ведет тяжбу со вторым – есть какие-то результаты?

– Да, в городе существуют два союза, но находятся они в неравноправных условиях. Когда произошло разделение, расслоение на два союза, то за организацией Арама Григоряна остался производственный комбинат площадью две с половиной тысячи квадратных метров на улице Липецкой и залы на Свердлова, 13. И то, и другое не используется по назначению. Более того, пришло в состояние крайнего запустения. Законный собственник комбината – ВТОО «Союз художников России», - через суд отстоял свои права на эти помещения.  

В свою очередь, законный собственник муниципальных выставочных залов на ул. Свердлова, 13 – мэрия города Новосибирска – выиграла судебные иски о выселении союза городских художников под предводительством Григоряна с незаконно занимаемых им площадей. Суд выдал собственнику исполнительные листы. Но вызывает удивление и недоумение тот факт, что мэрия Новосибирска не очень торопится предъявлять эти бумаги к исполнению. До сих пор Григорян противозаконно использует муниципальную собственность, сдавая помещения в центре города в субаренду и извлекая очень приличную неконтролируемую черную прибыль.

Причину подобного развития событий мы видим только в одном – несмотря на все распоряжения и обещания губернатора Новосибирской области и мэра Новосибирска, кое-кто в мэрии не прочь подставить мэра своей крайне близорукой, трусливой и некомпетентной политикой. Кому-то до сих пор очень хочется потворствовать организации, посылающей всё и всех на х… А нас же при этом еще и пытаются уговаривать не возбуждать общественное мнение.

У меня после этого возникает вопрос. Господа, вы на стороне законности и правопорядка, или нам тоже начать посылать вас на три буквы? Вы что, этого от нас ждете?

Мэром Новосибирска было найдено разумное и единственно возможное в данной ситуации решение – 26 мая 2008 г. Владимир Городецкий подписал распоряжение о создании муниципального бюджетного учреждения «Городской центр изобразительного искусства» с юридическим адресом: ул. Свердлова, 13. С той организационно-правовой формой, с тем целями и задачами данного учреждения Новосибирск сделал это первым в России. И теперь именно опыт Новосибирска будет распространяться по всей России. Я заявляю это совершенно ответственно так как только что вернулся с пленума Союза художников России, где в том числе рассматривался и вопрос взаимодействия союза с властью в части использования творческих мастерских.

– Тем не менее ни решение суда, ни постановление мэра не исполняются, залами вы распорядиться не имеете возможности, а открытие самой крупной в новейшей истории новосибирской выставки неотвратимо приближается. Где же выход? 

– Мы уже запланировали параллельно провести несколько художественных проектов. Я сочинил грант – Региональная молодежная выставка «Ювенильное море», выиграл его, и благодаря поддержке администрации Новосибирской области такая выставка пройдет параллельно с региональной в Академгородке. Кроме того, планируются мини-выставки в Доме актера, галереях «Che», «Старый город». Пусть это не полная, но все же возможность представить все виды изобразительного искусства. То есть это мы увидим в большей степени станковую живопись, затем графику, декоративно-прикладное искусство, скульптуру. Новоприобретение «Сибири-10» – большой раздел иконописи. А вот театральное искусство будет представлено только новосибирцами Владимиром Авдеевым и Романом Ватолкиным. Мы хотим превратить юбилейную региональную выставку в своеобразный фестиваль изобразительного искусства в Новосибирске. Посмотрим, что из этого получится. И если будет неплохо, пусть кто-нибудь сделает лучше.

– В Новосибирске только что закончились Дельфийские игры. Осенью состоится региональная выставка. Интересно, что эти два события идут в Новосибирске практически одно за другим. Поскольку вы были волонтером Дельфийских игр, скажите: разве допустима соревновательность в искусстве? Если в спорте все решают секунды и сантиметры, то в искусстве таких критериев нет и быть не может. 

– Я плохо отношусь к соревновательным моментам в области изобразительного искусства. Когда стилистически одинаковые авторы выстроены по одной линейке, это еще можно допустить. А сравнивать стилистически разных авторов вообще невозможно. С другой стороны, соревновательный момент не так уж и плох, если мастерство нужно проявить здесь и сейчас, как это происходило на Дельфийских играх. Просматривая домашние задания ребят, мы видели, что у многих постановочные натюрморты были подготовлены в большей части преподавателями. А вот когда нужно было на месте, при экспертах, выполнить задание по композиции, сразу же выявилось, кто чего стоит. Если брать шире, то когда человек варится в своем котле, вне общего контекста, он не может дать адекватную самооценку. Такая ситуации с изобразительным искусством создалась в 90-е годы. Профессиональное общение между регионами было нарушено, в Новосибирске каждый считал себя гением, а как только выходил за околицу Кыштовки, так и оказывалось, что ты никто и звать тебя никак. На дельфийских играх, как и на региональных выставках, создается контекст, и становится ясно, какой ты в этом ряду. Причем это общероссийский ряд.  

 Яна Колесинская

 http://www.kulsi.ru/LivingRoom?id=17

НРО СХР: