Вы здесь

Его время: год Николая Грицюка в Новосибирске

Нынешний год местные мастера и деятели искусства решили объявить «годом Грицюка». 10-го февраля знаменитому новосибирскому художнику исполнилось бы 85 лет. И, буквально с этого времени, в нашем городе открывались выставки, связанные с его именем. 

Пожалуй, первой стала экспозиция живописи и графики под названием «Белая птица» в галерее «Сибирские мастера». Название объяснили тем, что художник – это «обитатель безграничных творческих просторов». Свои работы представили двенадцать авторов, среди них были, например, Владимир Фатеев, Елена Бертолло, Владимир Мандриченко и Тамара Грицюк. Многие мастера говорили, что участие в такой выставке – и почетно, и очень волнительно. Сравнения, даже невольного, избежать все-таки трудно, «Все равно будут оценивать – последователи, или нет», - признавался Валерий Нестеров. 

Однако, главной чертой этой выставки, по словам организаторов, была многогранность – свойственная и самому Николаю Грицюку. Кстати, в центре этой экспозиции поместили его ранее неизвестную работу под названием «Московский городской пейзаж», датированную 1964-м годом. Ее нашли – совершенно неожиданно – у одного из барнаульских художников. Картину, как выяснилось, не видела даже семья Грицюка, но, увидев, авторство признали. Вдова художника, Валентина Грицюк, рассказала, что ей было очень интересно увидеть работы и других мастеров, посвященные ее мужу. Но – «Он был очень скромным, никогда не считал себя мэтром, просто хотел быть независимым. И, наверное, узнав о такой выставке, только добродушно бы так хмыкнул…», - улыбалась Валентина Эдуардовна. 

В тот же день, когда торжественно открывали выставку «Белая птица», в новосибирском художественном музее без особой шумихи представили обновленную экспозицию мемориального зала Николая Грицюка. В нее вошли работы из музейных фондов, которые зрители не видели достаточно продолжительное время. 

В первую очередь – это так называемые «крымская», «новосибирская» и «кузбасская» серии, считающиеся наиболее значительными в наследии мастера. Они выполнены в основном акварелью на темпере, и, как говорят искусствоведы, поэтому должны периодически отдыхать от света. Так что немного «рассеянное» освещение в зале и редкие гулкие шаги в коридоре, пожалуй, создавали должную атмосферу для зрителей – и знакомых с этими работами, и увидевших их впервые.

Торжества по поводу юбилея Николая Грицюка в художественном музее отложили ровно на четыре месяца: большая экспозиция, посвященная художнику, открылась здесь 7-го июня. Выставка заняла почти три этажа музея. В нее вошли работы не только самого Грицюка, но и его «современников». 

При ее составлении кураторы, конечно же, консультировались с Валентиной Грицюк. Один из них – Андрей Мартынов — признавался: «Хотелось представить именно тех, с кем они дружили. Ведь время было непростым, у Грицюка было немало, так сказать, антагонистов. А наша выставка, все-таки, посвящена ему и его единомышленникам». 

Практически на входе посетителей встречает сам Николай Грицюк – на множестве черно-белых фотографий. На некоторых – позирует специально, какие-то явно сделаны непринужденно. И на многих запечатлен вместе с «молодыми коллегами». «Там мы с Омбыш-Кузнецовым еще черноволосые», - улыбался художник Виктор Бухаров, один из тех, кто часто бывал в те годы в мастерской Николая Грицюка. 

«Сейчас такого нет», — чуть ли не в один голос говорили собравшиеся. Тогда место, где работал Грицюк, было чуть ли не городской достопримечательностью, где встречались не только художники и скульпторы, например, но и другие деятели искусства, и считалось чуть ли не частью обязательной программы показать мастерскую иногородним или иностранным друзьям. 

«Это была особенная атмосфера и особенный человек, уже тогда – знаковая фигура», - вспоминали художники, пришедшие на открытие этой выставки. Со многими представленными на экспозиции работами большинство из них давно и хорошо знакомы, но, тем не менее, каждый раз восхищаются и открывают для себя что-то новое, наверное, как и бывает с тем, что было создано настоящим Мастером. Часть картин (а всего их около сотни) – из собрания музея, часть – из семейной коллекции. И, как говорили искусствоведы, по этим полотнам можно получить достаточно полное представление о творчестве Николая Грицюка. 

Побродив среди работ Грицюка, многие с нетерпением устремлялись на второй этаж. Там представили творчество тех сибирских художников, что творили в одно время с мастером – живописцы, графики и скульпторы, друзья и собеседники. Где-то влияние Грицюка чувствуется особенно, где-то ощущается присутствовавший тогда «суровый стиль». Большинство картин – из музейных фондов, их продолжительное время не видели даже авторы. 

И от такого путешествия в 60-70-е вдруг молодели (а кто-то, наоборот, взрослел) многие. И часто повторяли: «Николай Грицюк опередил свое время». Но, пожалуй, ЕГО время всегда будет его собственным. Некой тайной, разгадывает которую не одно поколение. 

Мария Андреева

http://www.kulsi.ru/EnergyAndArt?pid=3&id=92 

НРО СХР: