Вы здесь

Итоги года / Данила Меньшиков, художник

Каким, на ваш взгляд, был 2006 год в художественной жизни Новосибирска?
Лично для меня год был достаточно тяжёлым. Выставки, в которых я участвовал, на мой взгляд, не получили достойного отклика ни у зрителей, ни у людей, которые «по долгу службы» должны интересоваться искусством. Мне кажется, это связано с тем, что наш город молодой: не образовался ещё тот культурный гумус, который есть в старых городах, и от этого нам, художникам, людям культуры, существовать очень тяжело. Если говорить о жизни города, то самое важное событие произошло осенью — традиционная выставка «Арт-Новосибирск». Насколько она была интересна, пусть решают зрители и арт-критики. Для меня великих открытий не было, хотя пара проектов показались интересными. Вообще, в нашем городе очень мала художественная прослойка. На колоссальный мегаполис, которым стал Новосибирск, 100-150 человек, которые состоят в Союзе художников, — это просто смешно. А критиков, наверное, можно посчитать на пальцах одной руки. И нет никакого движения. При всём моём оптимистичном устройстве, в этом вопросе я пессимист. Художественная жизнь города не развивается, а, наоборот, тускнеет.

Было ли в 2006 году в художественной жизни города событие, которое вас потрясло?
Ничего потрясающего для меня не произошло. К сожалению. Что могло бы меня порадовать? Появление трёх новых художественных галерей в год. Мы видим, как растёт город: выходишь на улицу — и не сходя с места замечаешь несколько башенных кранов. И в этом взрывными темпами растущем городе галерей не прибывает, а убывает. Это же ужас! Если бы каждый год хотя бы одна галерея не закрывалась, а открывалась, уже было бы хорошо. Для такого города, как наш, существующие три-четыре галереи — это несерьёзно (я не беру государственные учреждения — Художественный, Краеведческий музеи. Они мало приспособлены для современного экспонирования, для темпов художественной жизни). Необходима государственная поддержка! Сегодня молодёжь не идёт в профессию художника, потому что ни жить, ни зарабатывать невозможно. У нас есть Архитектурно-художественная академия, художественно-графический факультет НГПУ, Художественное училище, которые выпускают в мир профессионально подготовленных художников. А где они потом? Куда им деваться? Наверное, ситуацию могли бы изменить меценаты. Но опять же, для меценатства в нормальных странах созданы условия. Если ты меценат, тебя поддерживает государство: оно как бы снимает с себя часть обязанностей и перекладывает на плечи мецената. В общем, без поддержки государства развиваться невозможно.

Что вы хотели бы сделать и увидеть в области изобразительного искусства в 2007 году?
Давайте я скажу не о 2007-м, а о ближайших годах. Мне бы хотелось, что в Новосибирске, моём родном городе, появился прекрасный художественный центр с выставочными площадями, соответствующими статусу города, со своим издательством, обучающими центрами. Пусть это хотя бы начало появляться, пока ещё не в каждую дырку в центре города воткнули небоскрёб с магазинами, в которых продаётся одно и то же. А под культурную жизнь ничего не остаётся. Хоть бы в одном их этих торговых центров десять квадратных метров отдали под маленькую картинную галерею! Но об этом даже речи нет. В моих личных планах — выставка в частной «Альт-галерее». Кстати, свои выставки (да и вообще всё) художник полностью делает сам. Я начинаю с того, что готовлю подрамник, а заканчиваю тем, что сам продаю картину. На вырученные деньги покупаю краски, холсты — всё, что нужно для продолжения моей работы. Мне жаль, что картина получилась такой пессимистичной. Но что поделаешь, если такова ситуация в городе?

Дарья Бехтенева

http://www.kulsi.ru/EnergyAndArt?pid=3&id=4 

НРО СХР: