Вы здесь

Шуриц открыл окно в Париж

17 ноября в 18.00 в выставочном зале Дома Ученых СО РАН (Морской поспект, 23) состоялось открытие персональной выставки Александра Шурица "Однажды в Париже".

8 декабря в Париже был солнечный день. Вообще в ту зиму декабрь во Франции смешал сезоны, стояла тёплая погода и, перепутав весну с зимой, набухли вишнёвые почки. Но небесная механика работала как часы, и зимний день был короткий.

Когда я вышел из музея д,Орсэ после трёхчасового марафона от «Олимпии» Мане, через весь импрессионизм и постимпрессионизм, мимо Шагала и Пикассо к символу музея - фигурке маленькой балеринки Дега, небо над Парижем было ночным. Круглый диск Луны стоял точно между двух башен-колоколен Нотр-Дама. Композиция была абсолютно завершённая. На этой выставке нет ночного собора Нотр-Дам с Луной между башен. Но есть ночной Монмартр под дождём, с отражением жёлтого света фонарей в мокром тротуаре узкой улицы. Это самая последняя работа, я закончил её 30 октября. Также в октябре написан «Декабрь в Париже». И ещё одна парижская работа большого размера - «Бал в Париже». На ней моя любимая Жанна д,Арк при полном вооружении, актёр Жан Рено и Эдит Пиаф.

Эта выставка в Доме Учёных СО РАН - пятая. Первая состоялась в апреле 1975 года. Мне было тогда 30 лет. Физик Ю.И.Кулаков познакомил меня с Галиной Лаевской, так совершенно неожиданно состоялась моя выставка в престижнейшем месте того времени. У меня было несколько темперных работ на картоне и деревянных панелях, к тому времени я оформил «Приключения Одиссея» и несколько детских книг, и вот такая смесь из темперных картин и серии графических иллюстраций украсили стены Дома Учёных. Центром композиции стала относительно большая работа «Воспоминание о 20 июля 1969 года». Всё было хорошо. Но нашлись бдительные люди, донесли куда надо, и выставка закончилась досрочно, со скандалом и неприятностями для молодой Галины Лаевской.

Потом была выставка 1984 года, девять лет спустя, состоялась третья выставка и в 2000 году - четвёртая. Я даже не предполагал, что ещё раз, в пятый, буду показывать новые работы в Академгородке. Но получив приглашение, я не мог отказать.

Итак, 35 новых работ, в основном 2009 года и немного прошлого года. В Академгородке они не выставлялись. На этих холстах: разный Париж, туманный Амстердам, блондинки, Эйнштейн, девочки на каникулах, Ангелы, золотой леопард, Бангкок и шестнадцать пейзажей. Пейзажи условно делятся по сезонам. Чаще всего это Ботанический сад или Центральный парк.

После первой выставки 75 года прошло почти 35 лет. Как в романах Дюма. И снова за окнами всё того же Дома Учёных снег, мороз и до Рождества осталось совсем немного.

Александр Шуриц