Вы здесь

Георг Базелиц в Новосибирске

27 января 2010 г. в 17.00 в Новосибирском государственном художественном музее (Свердлова, 10) откроется выставка выдающегося художника ХХ века, основоположника и идеолога неоэкспрессионизма, одного из самых востребованных и «дорогих» современных художников, живого классика - Георга Базелица (Германия).

Выставка организована совместно с Немецким культурным центром имени Гете и Институтом связей с зарубежными странами (Германия). В экспозиции представлено 82 листа печатной графики, выполненной в 1965-1992 годах. 

Георг Базелиц (настоящее имя - Ханс-Георг Керн) родился в Саксонии, в Дойчебазелице, в 1938 году. После переезда в Берлин он взял себе в качестве псевдонима название родного города. 

Известный российский искусствовед В.С. Турчин называет экспрессионизм не иначе как "вечный "изм" авангарда, лишь проходящий несколько этапов развития". Очередное обращение к традициям данного направления в европейском искусстве произошло во второй половине прошлого столетия в результате растущей неудовлетворенности минимализмом, концептуализмом с их рациональностью и умозрительностью, склонностью к абстрактному пуризму. 

Интерес к человеческому телу, и как следствие к фигуративной изобразительности, на рубеже 1960-х - 1970-х годов подвиг многих художников из разных стран обратиться к экспрессионизму: Георг Базелиц в Германии, Филипп Гастон в США, Фрэнсис Бэкон в Англии, Отто Мюллер в Австрии и другие. Они использовали так называемое "умершее" искусство живописи и выставляли напоказ все, что было дискредитировано - фигуративность, субъективность, открытые эмоции, автобиографичность, воспоминания, психологию, символизм, сексуальность, литературу и повествовательность. Их творчество ознаменовало второе рождение экспрессионизма, ставшего на рубеже 1970-х-1980-х годов основным транснациональным художественным направлением - неоэкспрессионизмом. 

Немецкие неоэкспрессионисты ("Новые дикие") главным образом ориентировались на немецкий классический экспрессионизм. В середине 1960-х годов бунтарское настроение Георга Базелица привело к появлению многочисленных портретов современного героя "нового типа" - партизана, мятежника, повстанца - простых деревенских парней, пастухов и лесорубов. 

Художник сознательно стремился превратить свое искусство в анархический манифест, вступая тем самым в конфликт с официально признанными авторитетами в искусстве. Его картины стали сугубо личностной рефлексией на развитие художественного процесса, а он сам уподобился историку искусства, смело "развенчивающему" мифы прошлого. 

Иронизируя также и над прошлыми триумфами абстрактной живописи, переворачивал картину или графический лист "с ног на голову" (любимый прием художника): он закодировал полотно и приблизился к беспредметности, однако оставил возможность для зрителя угадать, что на ней изображено. Художник доказывает, что "Реальность - это не то, что на картине, это сама картина". 

Классик постмодернизма, Г. Базелиц был почитаемым художником канцлера Г. Шредера и Главным художником чемпионата мира по футболу 2006 года. Им было придумано открытие-закрытие и вся рекламная компания, которая была ультрасовременна и авангардна. 

Еще начиная с 1970-х годов, Георг Базелиц стал одним из самых выставляемых художников Европы и мира. Его картины постоянно показывались в лучших галереях и музеях Гамбурга, Амстердама, Сан-Паоло и других культурных центров мира. В 1990-х годах состоялись выставки в Нью-Йорке, Вашингтоне, Лос-Анджелесе. За свои заслуги перед современным искусством Георг Базелиц удостоился целого ряда престижных премий. В 1989 году он стал кавалером Ордена литературы и искусства, в 2006 - лауреатом Императорской премии Японии. 

Выставочный отдел НГХМ

Новости: