Вы здесь

Не роскошь, не необходимость, ни даже ширпотреб

http://decartgallery.ru/press.html

Наука говорит, что для существования человека необходимы две среды обитания. Первая -- это природа. Вторая -- культура. Обе «природы» имеют одинаково важное значение для людей. Но если для защиты природы принимаются (пусть даже не всегда исполняющиеся) законы,  а ученые-экологи (пусть не постоянно) информируют население о состоянии окружающей среды с помощью конкретных  показателей загрязнения, то в культуре все обстоит гораздо хуже.  Нет, на словах абсолютно все согласны, что культуре надо помогать, культуру надо развивать, в культуру надо вкладывать деньги! Но когда доходит дело до конкретных шагов, и тем более шагов по отношению к такой части культуры, как изобразительное искусство.... 

Именно об этом и шла речь на пресс-конференции известных новосибирских художников во время открытия последней, заключительной части выставки «Точка отсчета» в галерее «Декарт», где были представлены их работы.

Вадим Иванкин, секретарь Союза Художников России, председатель Новосибирского отделения Союза художников России,  профессор, заслуженный художник РФ, Михаил Омбыш-Кузнецов,  заслуженный  художник РФ, профессор, заведующий кафедрой монументально-декоративного искусства НГАХА, член Новосибирского отделения Союза художников России, лауреат Ленинской премии, Евгения Шадрина-Шестакова, преподаватель НГАХА - честно и прямо говорили о состоянии дел в изобразительном искусстве, об отношениях между творцами и потребителя и будущем арт-галерей Новосибирска. Оптимистичным разговор назвать  трудно. Ближе всего к определению -- замкнутый круг. 

Отказавшись одновременно с идеологическим контролем от попечительства в культуре, государство предоставило культуру рынку, которого в России -- и уж точно на предметы культуры -- нет. Но, как известно, культурные потребности, в отличие от физиологических, если их не формируют и не поддерживают -- угасают, исчезают или трансформируются. Приношу извинения за вульгаризм, но примерно так же, как при отсутствии чистой воды --  как бы чистоплотен не был человек -- через некоторое время он запаршивеет, точно в такое же состояние -- при отсутствие культурной среды вокруг - придет через некоторое время и его душа. 

А в результате, художники не могут жить за счет продаж своих работ, потому что они не востребованы ни широким кругом населения, ни музеями, ни обеспеченным меньшинством -- но при этом нет ни поддержки, ни заказов от власти. (Евгения Шадрина - Шестакова, самый молодой участник пресс-конференции, привела пример своего постоянного ежемесячного заработка  - 4,5 тысячи рублей, получаемых за преподавание в НГАХА. Приведу ее слова: «Необходимость хвататься за любой заработок, нравится он мне или не нравится, практически не оставляет времени на действительно творческие работы. Понятно, почему только единицы остаются в нашей профессии!» Здесь стоит напомнить, что все присутствующие на пресс-конференции художники, известные и признанные не только в России, но и за рубежом - вынуждены работать преподавателями. И это далеко не худший вариант. Александр Жуков, известный новосибирский акварелист, например, работает на Стрелочном заводе. 

Причем, по сравнению с Иркутском, Томском, Кемерово и Барнаулом, да и другими регионами за Уралом - как ни странно - в Новосибирске художественная ситуация сегодня едва ли не худшая. Реформы, затянувшееся выяснение отношений между двумя Союзами художников, огромное количество самодеятельных художников, продающих свои далекие от профессионального уровня работы у метро, в переходах, сувенирных лавочках - сбили и не дают подниматься ценам на картины в Новосибирске. Помимо невозможности зарабатывать продажей своих работ, как говорили участники пресс-конференции «цены в Новосибирске смешные» - это ведет и к тому, что рынок арт-галерей в Новосибирске очень мал. Даже в сравнении с другими сибирскими городами, не претендующими на статус столицы и третьего по величине города России. Вадим Иванкин перечислил галереи, открывавшиеся в последние два десятилетия в Новосибирске, и погибших из-за отсутствия продаж. А потому и прибыли.  «Сибирский пейзаж», «Альт», «Поларис», «Антураж», «Зеленая Пирамида» в трех лицах и галерея «Сибирского торгового банка», которую, к сожалению, не поддержал город, в результате чего все собранное в ней, потеряно. По словам Вадима Иванкина, «арт-галереи в Новосибирске не приживаются». Но так, как арт-галереи - это слагаемые процесса искусства, то по ним тоже можно судить и о состоянии дел в изобразительном искусстве, и об отношении властей к искусству. Стоит здесь еще раз привести слова Вадима: "Проверено опытным путем: искусством в Новосибирске, своими художниками не очень дорожат. Могу привести самый элементарный пример, иллюстрирующий отсутствие интереса у новосибирской власти к изобразительному искусству. Если на премьерах в театре, на концертах в филармонии присутствие мэра или губернатора обязательно, то на выставках изобразительного искусства увидеть их уже нельзя. Говоря же о реальной поддержке искусства, что включает в себя то это льготное налогообложение и льготная арендная плата." 

Общее положение дел в изобразительном искусстве Новосибирска Михаил Омбыш-Кузнецов оценил так: "Кто работал, тот и работает. Новые имена в Новосибирске появляются редко, хотя только художников-монументалистов каждый год  архитектурная академия выпускает 100 человек. Где они? Уходят в менеджеры, переезжают в другие города, меняют профессии, потому что невозможно, работая художником, прокормиться. Из других регионов в Новосибирск художники тоже не приезжают, по выше перечисленным причинам.  А ведь в прошлые, дореформенные десятилетия новосибирские художники были на слуху не только в стране, но и за рубежом, привлекая внимание авангардными творениями. Например, мировую известность имеет художник из Новосибирска Эдуард Гроховский, хотя в Новосибирске больше знают и ценят Грицюка. В 90-е годы Новосибирск потерял таких известных мастеров, как скульптор-керамист Валерия  Семенова (уехала в Санкт-Петербург) художник Евгений Коньков, Галина Якубовская (ныне пребывающие в Москве)... А ведь для роста художественного мастерства у художников должна быть возможность выставляться, сравнивать свои и чужие работы, общаться... При сегодняшнем отсутствии денег все это почти невозможно. Вот и получается, что порой, выбрав для Российской выставки в Новосибирске лучшие работы, привезя их туда и сравнив с тем, что делают другие - становится стыдно. Художникам нужна поддержка власти. В конце концов, искусство было и остается элементом идеологии государства, способом воспитания своих граждан." 

Подытожу. Конечно, спасение утопающих - дело рук самих утопающих. Но  инициирование новых культурных потребностей и увеличение круга культурных потребителей - тоже постоянная государственная задача, которую нельзя просто так взять и возложить на производителей культуры. Надорвутся и вымрут. А свято место пусто не бывает. Его займут, как это уже происходит - китайские, не такие уж дешевые, но безвкусные постеры и пластмассовые сувениры, развешанные и расставленные порой сегодня даже в самых дорогих домах..

Л. Ракитянская