Вы здесь

Иванкин - 2011

http://www.sovsibir.ru/index.php?dn=news&to=art&ye=2011&id=1541

У него почти не остается времени на творчество, но персональная выставка стала ярким событием в жизни города

Заслуженный художник России Вадим Иванкин известен как в узких — профессиональных, так и в широких — общественных, кругах. Признанный мастер, акварелист и живописец, профессор архитектурно-художественной академии, председатель Новосибирского регионального отделения «Союз художников России», он всегда в делах, всегда за кого-нибудь хлопочет, против чего-то неразумно-неправедного борется или что-то грандиозное организует. В этом обаяние Иванкина — внешность философа-созерцателя, непоказная интеллигентность и темперамент бойца.

 За день до его 50-летия, 11 марта, в Новосибирском художественном музее открылась персональная выставка художника с лаконичным названием «Иванкин» и гости, пришедшие на вернисаж, сначала ахнули, когда из официальных речей стало известно — это первая персональная выставка председателя союза (значит, никогда не пользовался административным ресурсом!) и второй раз удивленно восхитились — уже самой экспозицией: какой мастер!

«Просить за себя — такая тоска»

— Вадим Викторович, мы познакомились с вами в 2008-м, когда шла подготовка к межрегиональной художественной выставке «Сибирь», собравшей более 900 художников и около 1600 их творений со всего федерального округа. Я тогда еще отметила: свои работы вы, один из главных организаторов, разместили в подвале, в самом что ни на есть неказистом уголке… А на открытии нынешней персональной выставки поняла — об этом говорили многие — таков ваш стиль. Еще там прозвучало столько искренних и добрых слов в ваш адрес, такая фигура вырисовалась...

 —...с крыльями, и уши аж светятся… Вообще слышать все это было очень тяжко, кошмар какой-то. Пожалуй, меня в первый раз в жизни так вырубили, я не знал, что и сказать в ответ. Хотя за последние годы, когда пришлось быть начальником и воевать, как-то быстро адаптируюсь к аудитории.

— Ваш принцип, как говорится, «раньше думай о Родине, а потом о себе», он откуда — воспитание или жизнь научила?

 — Я думаю, такое воспитание у многих еще с советских времен…

— Но со многих оно как-то быстро слетело…

 — Может быть, те, с кого сильно слетело, — они больше на виду — стали настоящими медийными персонажами. И не стал бы говорить, что я уж такой альтруист до мозга костей. Но внутреннее ощущение — за других просить проще. Идти просить за себя — такая тоска.

— Для меня ваша выставка, да и для многих, была открытием — оказывается, сколько замечательного Иванкин сделал не только для других, но и в творчестве. Какие-то значимые для вас отзывы в кулуарах были или вы не доверяете признаниям на вернисажах?

 — На вернисажах все надо делить по крайней мере на десять. Бывают очень забавные моменты: подходят какие-то странные люди, хлопают по плечу и говорят: «Мо-ло-дец!» Думаешь: «Господи, ты-то куда?! Чтобы я не думал о себе, но ты-то не собьешь меня — ни туда, ни сюда…» Разумеется, есть люди, мнение которых дорого. Но они его раньше высказали, без всяких, к счастью, вернисажей. Они идут по жизни рядом: мы встречаемся, общаемся, вместе участвуем в выставках. А вообще, признаться, такая большая экспозиция действительно была впервые. И мне самому было интересно…

— Вроде как отойти, посмотреть…

 — На самом деле здесь все отстраненно воспринимаешь: я, не я. Оно уже не твое — родилось и живет самостоятельно. Тем более выставку сделать — совершенно особая история. Отбирая работы, я многое выкинул уже на первых подступах, не повез сюда. Если были хотя бы минимальные сомнения показывать, не показывать… В составлении экспозиции сам не участвовал, просто пересказал какую-то свою идею, а уже Омбыш-Кузнецов и Бухаров ее составили. Обычно выставку составлять очень трудно, а тут как-то легко пошло — ни споров, ни воплей, ни криков, что сопровождают любую экспозицию — хоть общую, хоть персональную, — и органично все получилось, на мой взгляд. Ведь, по большому счету (хорошо, конечно, если зрители получают какое-то удовольствие), художник все это делает чаще всего для себя. И чем раньше, как я говорю студентам, вы поймете, что это никому не нужно, а нужно только вам, тем лучше. Уж дальше там: если кому-то понравилось и стало интересно твое творчество — ну, слава Богу, значит, недаром ты мучился…

— В смысле не надо подделываться, кому-то угождать, продаваться?..

 — Ничего не получится, это все ерунда. А вот когда расслабляешься — что называется, когда ты понимаешь, что это нужно прежде всего тебе, не важно для каких целей, просто это твое, — начинаешь спокойнее относиться ко всему внешнему: купили — хорошо, не купили — будем жить дальше.

 «Все мы — человеки»

— А на своем начальническом поприще чему вы радуетесь, чем могли бы гордиться?

 — Хорошо, что союзу вернули собственность — творческо-художественный комбинат на Липецкой, он позволяет организации зарабатывать хоть какие-то деньги. Я не отделяю себя от того времени, когда Саша Крутиков с 2003 по 2006-й был председателем (потом меня выбрали), потому что все равно вместе работали и продолжаем работать. За этот период пять художников удалось наградить почетными званиями, в том числе Анатолий Никольский получил звание народного художника России. Из каких-то крупных проектов все помнят Десятую межрегиональную выставку «Сибирь», нынче осенью в Новосибирске случится (в министерстве культуры области еженедельно идут совещания рабочей группы) первая, тоже межрегиональная, выставка «Красный проспект». Она не будет переходящей по городам региона, как «Сибирь», а именно новосибирской. И что важно, приниматься на нее будут самые свежие, за последние два года, работы, а по итогам — вручаться денежные премии победителям. Что еще удалось? С 2009 года пять лучших студентов художественных учебных заведений получают губернаторскую стипендию имени Грицюка. Ну, не бахвалясь, считаю: факт выбора меня на всероссийском съезде секретарем Союза художников по Сибирскому федеральному округу тоже играет на повышение статуса Новосибирска как культурной столицы. Хотя все наши, скажем так, победы и достижения осуществлялись и осуществляются через такое постоянное вытягивание жил… Слава богу, как-то вытанцовывается сейчас решение проблемы с мастерскими, потихонечку-потихонечку, но, надеюсь, дорисуется она: практически их передали художникам в безвозмездное пользование, теперь бы сделать прозрачными суммы коммунальных платежей… К сожалению, это все отвлекает от основного — от творческой работы…

— После открытия персональной выставки не всколыхнулись: а брошу-ка я все это и займусь собственным творчеством?

 — Я правлению давно, что называется, на мозги капаю: ребята, я не собираюсь идти на третий срок, давайте думать, кто будет следующим председателем. Ну не могу я вечно сидеть или меня будут потом, как Брежнева, удерживать?..

— Сейчас как пишется — по остаточному принципу, вдохновение должно снизойти или у вас в мастерской ежедневный урок, как у балерины?

 — Это называется, как придется…

— Как отдыхаете? Есть любимый уголок природы?

 — Любая природа хороша. В этом году мы с женой всего два дня провели на Алтае — туда и обратно, но как замечательно вырваться из этой суеты, нервотрепки, чиновников…

— Пунктик?

 — Да нет, все мы — человеки. Иногда пытаешься встать на ту сторону и посмотреть с той колокольни, чтобы понять, почему он так делает. Я за то, чтобы выстраивать отношения, договариваясь. И движение должно быть двусторонним: договориться с одной стороны невозможно. 

Татьяна ШИПИЛОВА

НРО СХР: