Вы здесь

Возлинская Мара Львовна

Родилась 26 марта 1912 года в городе Рига, Латвия. Умерла в 2000 году в городе Брюсселе, Бельгия.

Живописец, кандидат в члены Союза художников СССР с 1945 г.

В 1930 году училась в студии профессора Виноградова. В 1932 году уехала в Италию. Училась в академии живописи во Флоренции (1932-1935). В 1936 году 2 месяца жила в Париже. Училась в высшем институте живописи в Антверпене (1936). После года обучения получила премию в виде персональной мастерской и возможности работать в Бельгии в течении шести лет.

В 1940 году уезжает в Ригу навестить родителей. В 1941 г. депортирована в Сибирь, в г. Нарым.

В Новосибирске с 1944 года. Работала руководителем художественной самодеятельности в трудовой колонии №2 УНКВД (1944), художником в товариществе «Художник» (1946). 

P.S. «17 сентября [1994 г.]. Из Амстердама поехали в Брюссель и были в гостях у Мары и Зенты, двух старых дам - знакомых Инны. Я впервые увидел воочию живописный портрет Инны, который красуется на самом видном месте в мастерской Мары Возлинской. У нас дома есть цветная фотография этого портрета, так что для меня не было никакой неожиданности, но огромный портрет в натуре произвел большое впечатление. Остальные работы Возлинской "так себе", есть несколько хороших акварелей и три-четыре живописных портрета. Вокруг портрета такая история. В 30-х годах в Риге жила семья, папа-мама и две дочки - Мара и Зента. Девушки поехали учиться на Запад, и в 1939 году Мара приехала на каникулы повидаться с родителями. Тут и случилась наша оккупация Латвии, и граница захлопнулась, как мышеловка. Советская власть выслала ее с матерью в Сибирь. Началась Отечественная война. Лишь после смерти Сталина Мара вернулась в Прибалтику и стала зарабатывать живописью. В 1958 году она написала портрет Инны, но та не могла его купить у художницы, будучи бедным библиотекарем. Зента жила в Брюсселе, и Мара хотела уехать к ней, но об этом в пятидесятых не могло быть и речи - власти крепко держали ее за шиворот. Хотя, если трезво рассудить - что за потеря для страны, коли она уехала бы? Но власти рассуждали не трезво, и все попытки Мары были тщетны. Тогда у себя в Брюсселе Зента пробилась на прием к бельгийской королеве Елизавете, которая собиралась в Москву на конкурс Чайковского, и очень просила ее помочь. Ее Величество обратилась к Ворошилову, который был тогда нашим президентом. И Мару выпустили, когда не выпускали никого! И даже разрешили вывезти свои работы. Перед отъездом Мара снова предложила Инне купить портрет, но та по-прежнему сидела без денег. И портрет уехал в Брюссель. Сегодня Мара пишет, устраивает выставки, продает картины, но этот портрет не продает, ибо - по ее словам - он каждый раз является украшением экспозиции. Судя по тому, что мы видели, так оно и есть. Сестры живут в одном доме, на разных этажах. Мара плохо слышит, она шумная и с претензиями. Зента, старшая, овдовела. Она мне очень понравилась - симпатичная, уютная и добрая старая еврейка».

Ист.: В.В. Катанян. Лоскутное одеяло. - Москва: Издательство «Вагриус», 2001.

http://www.ruslit.net/preview.php?fname=%25u041A%25u0430%25u0442%25u0430%25u043D%25u044F%25u043D.txt&path=%25u0411%25u0438%25u043E%25u0433%25u0440%25u0430%25u0444%25u0438%25u0438%2520%25u0418%2520%25u041C%25u0435%25u043C%25u0443%25u0430%25u0440%25u044B/1%2520%25u0420%25u0430%25u0437%25u043D%25u043E%25u0435/

НРО СХР: