Вы здесь

Катаев Юрий Константинович

Родился 6 января 1932 года в городе Рубцовске Алтайского края. Умер 5 июля 2011 года в городе Новосибирске.

Художник декоративно-прикладного искусства, член Союза художников СССР, России с 1970 г., Лауреат премии Губернатора Новосибирской области в сфере литературы и искусства (2003).

В 1953 году окончил отделение живописи Алма-Атинского художественного училища. В 1953 - 1959 годах учился на факультете художественной обработки металлов Ленинградского высшего художественно-промышленного училища им. В.И. Мухиной.

В 1961 году приглашен Новосибирской организацией СХ РСФСР на постоянную работу в г. Новосибирск.

С 1963 года участвовал на областных, региональных, республиканских и международных выставках.

Создал большое количество монументальных произведений для г. Новосибирска и области: рельефная композиция «Новосибирск» станции метро «Площадь Гарина-Михайловского» (1986), комплексное оформление интерьеров новосибирского ТЮЗа (1983), комплексное оформление вокзала на станции Постышево (БАМ) - бюст П.П. Постышева, многофигурные скульптурные композиции со стороны фасадов и геральдическая композиция с часами на фасаде (1982), комплексное проектирование и художественное оформление павильона пригородных касс станции Новосибирск-Главный (1980), архитектурно-декоративное оформление пионерского лагеря завода «Сибтекстильмаш» (1974), оформление интерьеров и фасада вокзала на станции «Алтайская» (1974), выполнял проекты интерьеров самолета ТУ-144, железнодорожного вокзала в г. Павлодаре, ДК «Трудовые резервы», концертного зала в г. Новосибирске.

Награжден Грамотой почета исполкома Новосибирского городского Совета депутатов трудящихся за участие в I зональной выставке «Сибирь социалистическая» (1964), Почетной грамотой Новосибирского отделения Художественного Фонда РСФСР, Грамотой Секретариата правления СХ СССР (1967), Почетной грамотой Секретариата правления СХ РСФСР (1967), нагрудным знаком Министерства культуры РСФСР «За активное участие в культурном обслуживании строителей БАМа», Дипломом I степени Союза архитекторов РСФСР (1984), Дипломом второго сибирского смотра-конкурса в области градостроительства, архитектуры и дизайна «Золотая капитель» (1997); занял I место в конкурсе на лучший проект памятника архитектору А.Д. Крячкову.

 

...С Катаевым Ю.К нас многое сближало. У нас не было никаких творческих разногласий, и мы друг другу симпатизировали. Он был мне интересен и как художник и как человек своими взглядами, своими суждениями об искусстве. Он работал в жанре монументального искусства, а я - живописец и прикладник. И мы, общаясь, все- таки находили общие точки соприкосновения, и убеждались в общности взглядов по тому или иному направлению: и в прикладном творчестве, и в книжной графике. 

Мне нравились его работы, особенно интересны были его идеи и замыслы. Он ведь работал над каждым объектом с самого начала, что называется с ноля. Его объекты приковывали внимание художника любого направления своей оригинальностью и непохожестью, своей трактовкой, композиционной выкладкой. И на худсоветах я ощущал, что и другие мои коллеги с таким же настроением рассматривают его работы. В каждой работе была какая-то новизна, новый подход, оригинальность, непохожесть, новая трактовка. Всегда это было интересно и  по замыслу и по архитектурному исполнению.

Вениамин Чебанов, народный художник России

 

...Катаев Юрий Константинович был высочайший профессионал и редкий труженик, он был прекрасный дизайнер. Его мозаики в павильоне пригородных касс в Новосибирском вокзале, и в Морозово сравнимы по уровню мастерства с прославленным Гауди. Эти его произведения изумительно и по колориту и по технологии.

Вокзал станции Постышево на БАМе был удостоен Государственной премии РФ. И я должен отметить, что без работы Катаева замысел архитектора не раскрылся бы так блестяще. Он сделал для архитектора драгоценную оправу, благодаря чему здание получало наибольшую выразительность. А какой там прекрасный памятник, какой красивый скульптурный портрет Постышева работы Катаева!

Юрий Константинович много лет работал в художественном экспертном совете Новосибирского союза художников, его постоянно туда избирали как высочайшего профессионала. Он работал в монументальной секции и его уважали за такие личные качества, как объективность, порядочность и личную скромность.

Владимир Гранкин, заслуженный деятель искусств РФ, профессор института искусств НГПУ

 

...Катаев Юрий Константинович всегда к себе относился очень взыскательно, как строгий критик, очень взвешенно и ответственно подходил к работе. И это сказывалось положительно на его объектах. Он очень хорошую работу сделал в Новосибирском метро. И хотя над станциями метро работали многие художники, я считаю, что, по глубине содержания, по выразительности, по созданному образу города, работа Юрия Катаева намного выше. Он сделал прекраснейший барельеф, в котором раскрывается Новосибирск не просто как большой город, а как мощный динамичный современный мегаполис, как подлинная столица Сибири.

Он вообще очень тщательно работал над любой темой. Как художник-монументалист, я считаю, он был лучший в городе. Над каждым своим объектом он трудился по нескольку лет. Он сначала вынашивал будущий образ, потом появлялись рисунки, потом макеты в пластилине. Варианты он сравнивал, отклонял, дополнял, правил, анализировал, разбирал ко косточкам и только потом приступал над работой в металле или камне. Он сама себе был художественный совет. Благодаря такой тщательной проработке ни разу не было, чтобы его работу отклонили, не приняли с первого раза.

Кстати сказать, он много лет избирался членом художественного совета. Он всегда был очень доброжелателен и объективен, всегда давал художникам конкретные советы, что и как исправить, где и какие есть недостатки. Это был человек с высокими моральными принципами.

Сергей Пирогов

НРО СХР: